Музыка, песни, биографии

Оливер, Кинг

Оливер, Кинг

Джозеф Оливер

11 мая 1885

Луизиана, США

10 апреля 1938 (52 года)

Саванна, США

Музыкант, дирижёр

Корнет

Джаз, диксиленд

Луи Армстронг

Джонни Доддс

Джо́зеф «Кинг» О́ливер (англ. Joseph "King" Oliver; род. 11 мая 1885, Новый Орлеан, США ― 10 апреля 1938, Саванна) — американский джазовый корнетист и дирижёр. Начинал обучение музыке как тромбонист, примерно с 1907 года играл в разных духовых и танцевальных оркестрах, а также участвовал в небольших негритянских группах в барах и кабаре Нового Орлеана. В 1918 году он перебрался в Чикаго, где через два года собрал свой первый оркестр. В 1922 году коллектив под названием «Креольский джазовый оркестр Кинга Оливера» (англ. King Oliver’s Creole Jazz Band) начал выступать в зале Lincoln Gardens.

В 1925 году Креольский оркестр в слегка изменённом составе успешно играл в Чикаго, но вскоре после окончания контракта в 1927 году коллектив распался. В 1930―1936 годах Оливер много гастролировал по США с различными небольшими оркестрами, но начиная с 1931 года больше не записывался. Последние годы жизни Кинг Оливер провёл в городе Саванна.

Подобно многим джазовым корнетистам новоорлеанского периода, Оливер играл в мелодическом стиле преимущественно в квадратной ритмике (в противоположность ритмической свободе молодого Армстронга и его последователей). В игре Оливера встречались различные эффекты, заимствованные из блюзового вокала, он часто использовал сурдины разных форм, изменяя тембр своего инструмента.

Оливер выступал почти исключительно со своим коллективом и хорошо справлялся с обязанностями лидера. Успех Креольского оркестра во многом обеспечила строгая дисциплина, которой Оливер требовал от музыкантов. Из всех корнетистов раннего новоорлеанского периода только Оливер делал записи, и возрождение этого стиля, начавшееся вскоре после кончины музыканта, обязано именно ему.

Джозеф Оливер родился 11 мая 1885 года[~ 1] в бедной семье. Мать Вирджиния Джонс родилась во Флориде в сентябре 1854 года, работала поварихой на хлопковой плантации, скончалась 13 июня 1900 года в Новом Орлеане. Отец Натан Оливер по одним источником был рабочим, умершим в Новом Орлеане в феврале 1909 года в возрасте 64 лет, по другим данным — церковным проповедником около 1850 года рождения.

В детстве в результате несчастного случая Оливер ослеп на один глаз (впоследствии при игре на музыкальном инструменте Оливер любил надвинуть на больной глаз котелок, чтобы никто не обращал внимания на его дефект). В 15 лет после смерти матери приехал в Новый Орлеан, работал поденщиком и осваивал корнет, а также тромбон. Примерно в то же время Оливер начал играть в одном из местных духовых оркестров, в период формирования раннего джаза Оливер выступал в известных негритянских и креольских ансамблях Нового Орлеана. В начале 1910-х годов он работал в Сторивилле и в разное время играл практически со всеми новоорлеанскими пионерами джаза. К 1915 году его уже считали одним из ведущих джазменов города.

С 1907 года Оливер вовсю зарабатывал музыкой, играя в различных оркестрах: в Olimpia Band (1911—1914), в оркестре Кида Ори (1914—1917), а также в Eagle Band, Onward Band и Magnolia Band. В 1915 году вместе с Сиднеем Беше собрал собственную группу и в 1918 году переехал в Чикаго, где добился огромного успеха, выступая в клубе Royal Gardens и кабаре Lincoln Gardens.

В 1917 году в связи с вступлением Соединенных Штатов в Первую мировую войну власти объявили Новый Орлеан стратегически важным городом и под этим предлогом закрыли увеселительные заведения, дававшие работу многочисленным музыкантам. Из-за этого началась мощная миграция музыкантов на север, в первую очередь в Чикаго, где к началу 1920-х годов сконцентрировались лучшие музыкальные силы, как из Нового Орлеана, так и из других городов США. Типичным примером таких ансамблей и стал собранный Кингом Оливером коллектив Creole Jazz Band. В 1922 году молодой Луи Армстронг по приглашению Оливера начал работать в Creole Jazz Band вторым корнетистом. Сам Армстронг позднее говорил об Оливере, как о своём учителе, и называл его «Папа Джо».

Имея в своем составе новоорлеанских знаменитостей — кларнетиста Джонни Доддса, его младшего брата ударника «Бэби» Доддса, чикагскую молодую и образованную пианистку Лил Хардин, тромбониста Оноре Дютре и контрабасиста Уильяма Мануэля Джонсона, бэнд исполнял образцы импровизационного новоорлеанского джаза. Оркестр, в котором мастерски использовались переклички двух труб, записал такие хиты, как «Mabel’s Dream», «Dippermouth Blues», «Chimes Blues» и «Canal Street Blues». Позже к Оливеру присоединились Барни Бигард, Джимми Нун и Альберт Николас, и вместе с ними в 1928 году оркестр записал еще несколько хитов — «Someday Sweetheart», «Dead Man Blues» и «West End Blues». После переезда с Creole Jazz Band в Нью-Йорк Кинг Оливер допустил крупный просчёт, оказавший роковое влияние на всю его дальнейшую жизнь: он отказался от регулярных выступлений в Cotton Club, клубе, который позднее стал трамплином к известности оркестра Дюка Эллингтона.

В середине 1930-х популярность Кинга Оливера стала сходить на нет. Из-за пристрастия к сладостям у него развилась болезнь зубов, в связи с чем мастерство владения корнетом и тромбоном стало ухудшаться. Помимо этого Великая депрессия повлияла на финансовое положение Оливера: банк, в котором находились его деньги, обанкротился, в результате чего Оливер был вынужден устроиться уборщиком и швейцаром в казино Wimberly’s Recreation Hall.

По некоторым данным у Оливера развился артериосклероз, и, будучи неспособным оплачивать лечение, он скончался от внутримозгового кровоизлияния в городе Саванна 8 апреля 1938 года. Музыканта похоронили на кладбище Вудлон в Нью-Йорке, где покоятся также многие из джазовых последователей Кинга Оливера: Коулмен Хоукинс, Лайонел Хэмптон, Уильям Кристофер Хэнди, Макс Роуч и Майлс Дейвис.

В 2007 году Кинг Оливер был посмертно введён в Зал Славы Ричмонда.

Женой Кинга Оливера была Стелла Доминик, с которой он заключил брак 13 июня 1911 года.

Персоналии Музыка США