Музыка, песни, биографии

Есипова, Анна Николаевна

Есипова, Анна Николаевна

31 января (12 февраля) 1851

Санкт-Петербург

5 (18) августа 1914 (63 года)

Санкт-Петербург

Российская империя

пианистка, педагог

Фортепиано

А́нна Никола́евна Е́сипова (31 января [12 февраля] 1851, Санкт-Петербург — 5 августа 1914, там же) — российская пианистка и музыкальный педагог.

Одним из её учеников был пианист Борис Захаров, муж скрипачки Цецилии Ганзен.

Училась в Санкт-Петербургской консерватории у Теодора Лешетицкого (в 1880 стала его второй женой).

С 1871 года жила в Европе, её дебют в Лондоне в 1874 имел большой успех — критики отметили лёгкость и изящность исполнения, певучее звучание инструмента. Через год пианистка выступила в Париже, ещё через год — в США, где провела более сотни концертов. Играла, в частности, в 4 руки с Антоном Рубинштейном.

Как отмечал впоследствии Г. М. Коган:

Есипова — пианистическое явление, выходящее за пределы своего времени и своей страны. [Она] в течение двадцати с лишним лет изъездила с концертами весь мир. Успех её был огромен. Париж и Лондон, немецкие и американские города восторженно рукоплескали русской пианистке. Это не был только личный триумф Есиповой: это была важная веха в росте мирового значения русского пианистического искусства. До Есиповой только один русский пианист широко прославился за границей — Антон Рубинштейн. Но Рубинштейна ещё можно было рассматривать как одиночку, как блестящее исключение, как гениального самородка. Игра Есиповой засвидетельствовала перед всем светом наличие в России родника пианистических талантов, замечательной школы, высокой пианистической культуры.

После развода с Лешетицким в 1892 году Есипова вернулась в Россию, заняв место профессора фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории. Сторонница активной пальцевой техники. Среди её учеников были Сергей Прокофьев, Леонид Крейцер, Ольга Калантарова, Наталия Позняковская, Анастасия Абдушели-Вирсаладзе, Александр Боровский, Сергей Тарновский, Изабелла Венгерова, Гавриил Романовский, Борис Фомин, Томас де Гартман, Юзеф Турчинский, Симон Барер.

По мнению Г. М. Когана,

Есипова буквально царила в Петербургской консерватории… Попасть в класс Есиповой сделалось заветной мечтой каждого молодого пианиста в Киеве и Саратове, Ростове и Екатеринбурге. Двадцать лет работы Есиповой в Петербургской консерватории — золотая пора в истории русского пианистического образования, оказавшая заметное воздействие на мировое пианистическое искусство.