Музыка, песни, биографии

Монте, Филипп де

Монте, Филипп де

Филипп де Мо́нте (Philippe de Monte, Philippus de Monte, Filippo di Monte, Philippe de Mons) (около 1521, Мехелен — 4.7.1603, Прага) — фламандский композитор, работал преимущественно в Австрии. Представитель франко-фламандской (нидерландской) полифонической школы.

В 1541 году де Монте упоминается как «музыкальный наставник» (praeceptor musicae) неаполитанской аристократической семьи Пинелли. В 1550 году — певчий в кафедральном соборе Камбре, в 1555 году — певчий при лондонском дворе Филиппа II Испанского. В Англии познакомился с Уильямом Бёрдом, с которым позднее переписывался. В 1560 вернулся в Неаполь (точная цель переезда в Италию неизвестна). С лета 1568 и до конца жизни работал при дворе Габсбургов, сначала капельмейстером у Максимилиана II в Вене, а после его смерти (в 1576) — капельмейстером Рудольфа II в Праге.

Центральное место занимают мотет (на латинском языке; всего около 300) и мадригал (на итальянском языке). Де Монте — самый плодовитый мадригалист во всей истории музыки. Он опубликовал более 1200 мадригалов в 34 «книгах» (главным образом, в типографиях Венеции). Объединял мадригалы в тематические циклы, как, например, «Già havea leterna» — цикл из 8 мадригалов по мотивам «Неистового Роланда» Ариосто, 5-мадригальный цикл «La dolce vista». Более всех других мадригалистов использовал стихи из «Канцоньере» Петрарки, писал также на стихи Бембо, Саннадзаро, Гварини, Тассо. Кроме того, де Монте — автор около 40 месс и другой церковной многоголосной музыки, а также около 50 шансон (в том числе на стихи П. де Ронсара). Музыкальный стиль де Монте (особенно в габсбургский период творчества) консервативен. Дерзкие эксперименты в области гармонии и ритма, характерные для французской и (особенно) итальянской музыки 2-й половины XVI в., обошли де Монте стороной. В фактуре преобладает имитационная полифония, реже гомофония (в старинном смысле, т.е. гоморитмия), как, например, в 11-й книге пятиголосных мадригалов (опубл. 1586). Выровненность, взвешенность музыкального стиля де Монте делают затруднительным выбор нескольких, наиболее ярких в его наследии, композиций.

Гийом Дюфаи | Жиль Беншуа | Антуан Бюнуа | Жоскен Депре | Николя Гомберт | Йоханнес Окегем | Антуан Брюмель | Жене, Элиазар | Якоб Обрехт | Адриан Вилларт | Пьер де ла Рю | Филипп де Монте | Орландо ди Лассо | Клеменс-не-Папа | Александр Агрикола | Генрих Изаак | Чиприано де Роре