Музыка, песни, биографии

Данькевич, Константин Фёдорович

Данькевич, Константин Фёдорович

11 (24) декабря 1905

Одесса, Херсонская губерния

Российская империя

26 февраля 1984 (78 лет)

Киев, Украинская ССР, СССР

Российская империя

СССР

композитор, кинокомпозитор, дирижёр, пианист, педагог

Константин Фёдорович Данькевич (1905—1984) — советский украинский композитор, дирижёр, пианист, педагог. Народный артист СССР (1954).

Константин Данькевич родился 11 (24) декабря 1905 года в Одессе, ныне — на Украине.

Учился в Одесском музыкально-драматическом институте, (ныне — Одесская государственная музыкальная академия имени А. В. Неждановой), окончил его с отличием в 1929 году по классам фортепиано и композиции. Композиции учился у В. А. Золотарёва, П. И. Молчанова и Н. Н. Вилинского, по классу фортепиано учился у М. И. Рыбицкой. Именно Н. Н. Вилинский, прослушав игру талантливого пианиста К. Ф. Данькевича, настоял на том, чтобы он начал заниматься композицией. После окончания института его творческая дружба с Н. Н. Вилинским продолжалась на протяжении десятилетий.

С 1929 Данькевич работает преподавателем, а с 1935 — доцент Одесской консерватории.

В 1942—1943годах был художественным руководителем ансамбля войск НКВД Закавказья.

В 1944—1951 годах ректор Одесской консерватории; как утверждается на официальном сайте Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, Данькевич внёс большой вклад в восстановление учебного заведения после Великой Отечественной войны.

С 1953 года профессор Киевской консерватории.

В 1941—1944 и в 1956—1967 гг. К. Ф. Данькевич был председателем Союза композиторов Украины. С 1948 член правления СК СССР, с 1962 секретарь СК СССР.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Константин Данькевич — автор музыки к фильмам «Триста лет тому…» (реж. Владимир Петров), «Правда» (режиссёр Виктор Добровольский и Исаак Шмарук), «Рожденные бурей» (режиссёры Яков Базелян, Артур Войтецкий и Виталий Войтецкий), «Лилея» (режиссёры Вахтанг Вронский и Василий Лапокниш).

Александр Сокол, ректор Одесской государственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой, вспоминает о Данькевиче:

… Затем вдруг стоя, без предупреждения, совершенно неожиданно прошелся по клавишам (промелькнули отрывки из Дебюсси или Равеля), затем ещё раз и ещё раз, и «это было все». Я никогда не слышал, чтобы так играли на рояле. Своей огромной рукой с толстыми пухлыми пальцами он извлекал нежнейшие, мерцающие, невероятной воздушности и именно пианистической красочности пассажи. Это исполнение пассажей — так же, как «ложь в музыке — это сифилис» — забыть невозможно. Дальше он мог делать с нами все, что угодно. Он играл, пел, декламировал, изображал оркестр, «лицедействовал», но уже музыкально. (Позже я узнал, что подобным образом он демонстрировал в театре свои оперы, исполняя партии всех действующих лиц, декламируя, играя, комментируя, разъясняя.) На наших же глазах опера театральная преобразовалась в ораторскую монооперу. И мне показалось в итоге, что он был дважды гениален - как драматический актер и как исполнитель. Как композитор, он только пытался слить эти две ипостаси в одну. И все это позже проявилось, слившись в одной грандиозной личности «ЧЕЛОВЕКА-АРТИСТА» (композитора, исполнителя, оратора, поэта, организатора, педагога и т.д.)..

Свои акценты расставляет дирижёр Игорь Блажков:

Данькевич — человек-амплуа. Как в опере-буфф, где должен быть персонаж-бас, отвечающий определенным требованиям эпохи. На всех правительственных концертах он выступал с одним и тем же номером — пел свою песню на собственный текст под собственный аккомпанемент. К следующему концерту — новую напишет, но примерно такого же содержания. Здоровый был мужик, огромный. Как сейчас помню: рояль на покатой сцене Октябрьского дворца вдруг начинает ехать. И он, продолжая петь про партию и играя левой рукой, правой его как пушинку к себе притягивает!