Музыка, песни, биографии

Чайковский, Александр Владимирович

Чайковский, Александр Владимирович

19 февраля 1946 (67 лет)

Москва

СССР

Россия

композитор, пианист, педагог

Алекса́ндр Влади́мирович Чайко́вский (род. 19 февраля 1946, Москва) — современный российский композитор, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель, народный артист России (2005), профессор Московской консерватории, в 2004—2008 — ректор Петербургской консерватории. Является племянником Бориса Чайковского, но не имеет отношения к Петру Ильичу Чайковскому.

Обучался по классу фортепиано в Центральной музыкальной школе, в 1965 поступил в Московскую консерваторию в классы композиции Тихона Хренникова и фортепиано Льва Наумова. Окончив консерваторию в 1972 году, совершенствовался в аспирантуре, с 1976 года ведёт преподавательскую деятельность на кафедре сочинения (с 1993 — профессор, с 1997 — заведующий кафедрой). Чайковский — член Союза композиторов СССР с 1976 года, в 1985—1991 работал его секретарём по работе с творческой молодёжью. С 1993 по 2002 год — советник по репертуару Мариинского театра. С 2001 по 2002 год — приглашённый профессор Санкт-Петербургской консерватории. С 2005 по 2008 занимал пост ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории. С 2003 года по настоящий момент — художественный руководитель Московской филармонии.

Чайковский ведёт активную композиторскую, педагогическую и музыкально-общественную деятельность, проводит многочисленные мастер-классы, участвует в жюри различных конкурсов. Он также является автором критических статей в ряде ведущих музыкальных журналов.

Одной из основных сфер интересов Чайковского является музыкальный театр. В его операх и балетах сочетаются драматические решения и современные сценические приёмы. В инструментальной музыке композитор много работает в жанре концерта, где обнаруживает индивидуальное отношение к солирующему инструменту и его противопоставлению оркестру. Так, виолончельный концерт Чайковского написан в форме вариаций, а Первый концерт для альта приближается по масштабности к симфонии. Собственные же симфонии композитора имеют ярко выраженные черты программности.

Сочинения композитора охватывают широкий круг жанров и сюжетов, от масштабных оркестровых и вокально-симфонических работ до комических опер.