Музыка, песни, биографии

Уилсон, Том

Уилсон, Том

Томас Бланчард Уилсон-младший

25 марта 1931

Уэйко, Техас (США)

6 сентября 1978 (47 лет)

Лос-Анджелес, Калифорния (США)

1957—1978

США

музыкальный продюсер

рок, фолк-рок, джаз

Боб Дилан, Сесил Тэйлор, Simon and Garfunkel, The Velvet Underground, Фрэнк Заппа, The Mothers of Invention

Savoy Records

Columbia Records

Verve

Томас Бланчард Уилсон-младший (англ. Thomas Blanchard Wilson Jr.; 25 марта 1931 — 6 сентября 1978) — американский музыкальный продюсер, наиболее известный своим сотрудничеством с Бобом Диланом, Фрэнком Заппой и The Mothers of Invention, а также с Simon and Garfunkel и The Velvet Underground в 1960-х годах.

Том Уилсон родился в 1931 году в Уэйко (штат Техас). Он учился в школе A.J. Moore Academy, а также был прихожанином баптистской церкви Новой Надежды (англ. New Hope Baptist Church). В молодости переболел туберкулёзом. Во время учёбы в Fisk University Уилсон был приглашён в Гарвардский университет, где стал работать на его джазовой радиостанции WHRB. Это предопределило все его будущие достижения в музыкальном бизнесе. По окончании Гарварда Уилсон на взятые в долг 900 долларов создал лейбл Transition Records с целью записывать передовых джазовых музыкантов того времени. Transition Records успел выпустить несколько альбомов, в том числе дебютный альбом джазового музыканта Sun Ra «Jazz by Sun Ra» и «Jazz Advance» Сесиля Тэйлора. Успешная деятельность Уилсона на Transition Records помогла ему в 1957 году получить работу в United Artists Records. Он продолжал работать в качестве продюсера на различных джазовых лейблах, в том числе и в звукозаписывающей студии Savoy Records, где в 1961 году записал альбом Sun Ra «The Futuristic Sounds of Sun Ra» .

Получив работу на Columbia Records, Уилсон стал одним из «акушеров» фолк-рока. В 1963 году становится продюсером Боба Дилана при записи альбома «The Freewheelin’ Bob Dylan», заменив Джона Хэммонда. и сотрудничает с ним на ещё трёх ключевых альбомах Дилана 60-х: «The Times They Are a-Changin’» (1964), «Another Side of Bob Dylan» (1964) и «Bringing It All Back Home» (1965). В 1964 году спродюссировал дебютный альбом дуэта Simon and Garfunkel Wednesday Morning, 3 A.M., который включал первоначальный акустический вариант песни «The Sounds of Silence». Воспользовавшись интересом к песне радиослушателей во Флоридае и вдохновлённый огромным успехом кавер-версии The Byrds на песню Дилана «Mr. Tambourine Man», Уилсон взял оригинальный трек акустического дуэта, и без ведома Пола Саймон и Арта Гарфанкеля добавил в сингл барабанные и электрогитарные аранжировки, тем самым подняв его на первое место в чартах США. После успеха песни Пол и Арт, которые на тот момент временно разошлись, снова воссоединились и включили её в свой одноимённый альбом (вышел в 1966 году).

После работы с Уилсоном, Дилан и Simon & Garfunkel сотрудничали с другим продюсером Columbia , Бобом Джонстоном, который спродюсировал их последущие студийные альбомы.

В 1966 году Том Уилсон помогает подписать группе The Mothers of Invention контракт с лейблом Verve Records и берёт на себя обязанности продюсера на их дебютном альбоме Freak Out!, хотя многие[кто?] считают, что большую часть реальной работы в производстве альбома сделал лидер коллектива Фрэнк Заппа. Кроме того, в 1966 году после того как британская группа The Animals ушла от продюсера Микки Моста, Уилсон стал продюсером их альбомов «Animalization» и «Animalism» . Тогда же, после выпуска этих альбомов оригинальный состав The Animals распался.

Также Том Уилсон был одним из продюсеров The Velvet Underground, при участии Лу Рида, Джона Кейла и Нико. Другой продюсерской деятельностью на лейбле Verve было продюсирование альбома группы Blues Project «Projections» (1966), с участием Эла Купера в качестве клавишника и вокалиста. В 1968 году, совместно с Чесом Чендлером (известен как оригинальный бас-гитарист The Animals и продюсер группы The Jimi Hendrix Experience) был со-продюсером одноименного дебютного альбома коллектива Soft Machine. Уилсон скончался от сердечного приступа в Лос-Анджелесе в 1978 году.

Том Уилсон был одним из важных продюсеров (наряду со своими современниками, как Фил Спектор, Джордж Мартин, Брайан Уилсон и Тео Масеро) 1960-х годов. Как говорили[кто?], он знал, как «поставить нужных людей на правильные проекты». Уилсон сделал важный вклад в рок-н-ролльный звук Боба Дилана на альбоме «Bringing It All Back Home». В 1969 году в интервью Rolling Stone Ян Веннер спросил: «Было несколько статей о Уилсоне и что он сказал, что он тот, кто дал вам звук рок-н-ролла. Это так?» Дилан: «Он правда так сказал? Ну, раз он так сказал… [смеётся] удачи ему. [смеётся] Он не был далёк от истины. Это правда. Музыка у него была.» . Фрэнк Заппа добавил «Том Уилсон был замечательным парнем. Он действительно был нам опорой… Я помню, первое, что мы записали было Any Way the Wind Blows и всё получилось отлично. Затем мы сделали Who Are the Brain Police? и я увидел через стекло, как он разговаривает по телефону с Нью-Йорком и говорит Я не знаю!» «Он сильно выделялся. Когда он делал альбом, он точно знал что делает.»