Музыка, песни, биографии

Уайетт, Роберт

Уайетт, Роберт

Robert Wyatt-Ellidge

28 января 1945 (68 лет)

барабанщик, перкуссионист, клавишник, певец

джаз-фьюжн, прогрессивный рок

The Wilde Flowers, Soft Machine, Matching Mole

Daevid Allen, Kevin Ayers, Henry Cow, Fred Frith

Virgin Records, Rough Trade Records, Domino Records

Роберт Уайетт (англ. Robert Wyatt, полное имя Robert Wyatt-Ellidge) родился 28 января 1945 в Бристоле. Английский музыкант, один из создателей влиятельной в прогрессивном роке группы Soft Machine. Женат на английской художнице и авторе песен Альфреде Бенж.

Мать Уайетта, Хонор Уайетт, работала журналистом на BBC, а отец, Джорж Эллидж, занимался организационной психологией и присоединился к семье, только когда Роберту было около шести лет. Подростком Уайетт жил с родителями в Лиддене недалеко от Дувра, где он брал уроки у американского джазового барабанщика Джорджа Нейдорфа.

В 1962 году Уайетт и Нейдорф переехали на Майорку, где поселились недалеко от того места, где жил поэт Роберт Глейвз. В следующем году Уайетт вернулся в Англию и присоединился к коллективу «Daevid Allen Trio» с Дэвидом Алленом и Хью Хуппером. Впоследствии Аллен вернулся во Францию, и Уайетт с Хуппером основали группу «The Wilde Flowers» совместно с Кевином Айерсом, Ричардом Синклером и Брайаном Хуппером. Изначально Уайетт был в «The Wilde Flowers» барабанщиком, но вскоре после ухода Айерса он стал ещё и солистом.

В 1966 году «The Wilde Flowers» распалась, Уайетт совместно с Майком Ретледжем, Кевином Айерсом и Дэвидом Алленом основали группу «Soft Machine», где Роберт был одновременно барабанщиком и солистом — необычное сочетание для рок-группы.

В 1970 году, после многочисленных гастролей, трёх выпущенных альбомов и возрастающих внутренних разногласий в «Soft Machine» Уайетт выпустил свой первый сольный альбом «The End of an Ear», в котором проявил себя не только как солист, но и как мультиинструменталист.

Годом позже Уайетт покинул «Soft Machine». В это время он сотрудничал с фьюжн-группой «Centipede», участвовал в качестве барабанщика в живом концерте «New Violin Summit» (проходящем в рамках Берлинского джазового Фестиваля (со скрипачами Жаном-Люком Понти, Доном «Сахарным Тростником» Харрисом, Майклом Урбаньяком и Нипсо Брантнером, гитаристом Терри Рипделом, клавишником Вольфгангом Даунером и басистом Невилом Уайтхедом). Кроме того, он основал собственную группу «Matching Mole» (каламбур, созвучно с «machine molle», перевод на французский Soft Machine), практически инструментальную. Записав два альбома, «Matching Mole» была уже готова приступить к записи третьего, но 1 июня 1973 года во время вечеринки нетрезвый Уайетт выпал из окна третьего этажа. У него парализовало всю нижнюю часть тела, вследствие чего он был прикован к инвалидному креслу. 4 ноября того же года «Pink Floyd» отыграли два благотворительных концерта в один день в лондонском театре «Rainbow» в поддержку «Soft Machine» и Джона Пила. Эти концерты принесли Уайетту £10 000.

Болезнь вынудила Уайетта покинуть проект «Matching Mole» и попрощаться с карьерой рок-ударника, (хотя он продолжал играть на барабанах и перкуссии в джазовой манере, не используя, однако, ноги). Его сольная карьера началась стремительно. С друзьями-музыкантами (в числе которых Ник Мэйсон из Pink Floyd, Майк Олдфилд, поэт Айвор Катлер и гитарист группы Henry Cow Фред Фрит), он выпустил сольный альбом «Rock Bottom», с восторгом встреченный публикой. Позднее в том же году он выпустил сингл — кавер-версию песни группы The Monkees «I’m a Believer», которая заняла 29 место в британском хит-параде. Появление Уайетта, прикованного к инвалидному креслу, в передаче «Top of the pops» с синглом «I’m a Believer» было охарактеризовано как «неподходящее для семейного просмотра», что стало серьёзным аргументом для продюсеров. Уайетта попросили впредь появляться в обычном кресле. Его следующий сингл, баллада в стиле реггей, римейк хита Криса Эндрюса «Yesterday Man», был готов к выходу в студии «Вирджин», но в последнюю минуту был отложен в долгий ящик, «руководитель „Вёрджин“ посчитал этот сингл скорбным, лишив таким образом Уайетта возможности его выпустить».

Следующий сольный альбом Уайетта, Ruth Is Stranger Than Richard, записан в более джазовой манере: чувствовалось влияние free jazz (альбом Орнетта Коулмана) и африканской музыки. Среди приглашённых музыкантов был Брайан Ино, исполняющий партии на гитаре, синтезаторе и «антиджазовом лучевом ружье прямого действия» (англ. «direct inject anti-jazz ray gun»).

До конца 70-х Уайетт участвовал в качестве приглашённого музыканта в разнообразных проектах. Он отметился в альбоме «Henry Cow» «Henry Cow Concerts»), работал с «Hatfield and the North», Карлой Блей, Ино, Майклом Мэнтлером, и гитаристом «Roxy Music» Филом Манзанерой, внеся вокальный вклад в запись заглавного трека «Frontera» и дебютного альбома Манзанеры «Diamond Head» 1975 года выпуска. Его сольные работы времен ранних 80-х становились все более и более политизированными. Уайатт стал членом Британской коммунистической партии. В 1982 году последней в череде кавер-версий политической направленности стала его интерпретация песни «Shipbuilding» Элвиса Костелло, посвященной фолклендской войне (Nothing Can Stop Us), занявшая 36 место в британском хит-параде и 2 место среди треков этого года в «Festive Fifty» Джона Пила.

К конце 80-х, после участия в разнообразных иных проектах, таких как «News from Babel» и запись японского исполнителя Рюити Сакамото, Уайетт и его жена Альфреда Бенж уехали в Испанию, чтобы провести там творческий отпуск. Их возвращение в 1991 году ознаменовалось выходом альбома «Dondestan», который многие считают лучшей работой Уайетта со времен «Rock Bottom». Его альбом 1997 года «Shleep» был также высоко оценён.

В 1999 Уайетт принимал участие в записи второго альбома «Nido» итальянской певицы Кристины Дона. А летом 2000 года вышел его первый мини-альбом Goccia, где Уайетта можно было увидеть на видео заглавного трека.

Уайетт внёс вклад в запись композиций «Masters of the Field», «The Highest Gander», «La Forêt Rouge» и «Hors Champ», саундтрека к нашумевшему фильму 2001 года «Птицы». Его можно найти в разделе «Специальные возможности» DVD-диска. Кроме того, Уайетт был отмечен кинокомпозитором Бруно Куле как оказавший на него большое влияние в молодости.

В июне 2001 года Уайетт курировал фестиваль Мелтдаун, в ходе которого выступил с Дэвидом Гилмором с композицией «Comfortably Numb». Эта запись вошла в DVD-альбом Гилмора «David Gilmour In Concert».

В январе 2003 года, радио BBC Four выпустило программу «Free Will and Testament», содержащую записи Уайетта совместно с музыкантами Айаном Мейдманом, Лиам Геноки, Энни Уайтхед и Дженет Месон, а также интервью с Джоном Пилом, Брайаном Ино, Энн Уайтхед, Эльфи и самим Уайеттом. А позднее в том же 2003-м вышел альбом «Cuckooland», номинированный на премию «Mercury Music Prize».

В 2004 году Уайетт и Бьорк записали совместно композицию «Submarine» для её пятого альбома «Medúlla».

— Бьорк, Xfm, 25 августа 2004 года

В 2006 Уайетт играл с Дэвидом Гилмором в его новом релизе «On an Island». Он пел и исполнял партии на корнете и перкуссии в песне «Then I Close My Eyes». Уайетт участвовал в качестве приглашённого исполнителя в серии концертов Гилмора в Роял Алберт Холле, исполняя соло на корнете для той же песни. Эта запись сохранилась на DVD и Blu-ray альбомах «Remember That Night», выпущенных в 2008 году. Также он читал отрывки из романа Харуки Мураками для альбома Макса Рихтера «Songs from Before».

В 2006 Уайетт объединился со Стивом Нивом и Мюрей Теодори для работы над оперой «Добро пожаловать в Голос». Уайетт работал над созданием образа «Друга», одновременно пел и играл на маленькой карманной трубе. «Добро пожаловать в Голос» — опера в одно действие, происходящее на улице перед зданием оперного театра. Партию Уайетта писали в домашней студии Фила Манзанеры в Северном Лондоне. Опера выпущена в мае 2007 года студией «Дойче Граммофон». В записи участвовали также Барбара Бонней, Стинг, Аманда Рукрофт, Элвис Костелло, Натали Манфрино, Бродский Квартет, Сара Фулгони, Нед Ротенберг, Энтони Куиссада, Марк Рибо, Стив Нив и Мюриел Теодори.

В марте 2007 стало известно, что Уайетт работает над новым сольным альбомом под названием «Comicopera». Он вышел в октябре 2007 года на студии «Domino Records», крупной звукозаписывающей компании, сотрудничающей с такими звёздами инди-рока, как Arctic Monkeys, Pavement, Neutral Milk Hotel и Эллиотт Смит.

В 2008 студия «Domino» перевыпустила альбомы Уайетта «Drury Lane», «Rock Bottom», «Ruth Is Stranger Than Richard», «Nothing Can Stop Us», «Old Rottenhat», «Dondestan», «Shleep», мини-альбомы и «Cuckooland» на CD и виниле.

В мае 2009 Уайетт участвовал в записи альбома «Вокруг Роберта Уайетта» Французского национального джазового оркестра.

В июне 2009 «Гардиан» задала Уайетту вопрос, кого из ныне живущих музыкантов он считает величайшим. Он назвал джазового музыканта Гилада Ацмона, который, по его словам, «родился в Израиле, который я предпочитаю называть оккупированной Палестиной».

Вскоре термин «уайеттинг» появился в блогах и музыкальных изданиях. Он означал исполнение удивительных, необычных композиций на «вертушках» в пабах, досаждая другим посетителям.

«Гардиан» однажды процитировало Уайетта: «Я думаю, это действительно забавно. А меня появление этого слова сделало довольно известным». Однако когда его спросили, делает ли он подобное сам, Уайетт ответил: «О, нет. Я действительно не люблю беспокоить людей, однако зачастую, когда я веду себя естественно, это кого-нибудь смущает».