Музыка, песни, биографии

Талвела, Мартти

Талвела, Мартти

Martti Olavi Talvela

4 февраля 1935

Хийтола, Финляндия

22 июля 1989 (54 года)

Юва, Финляндия

Финляндия

оперный певец

бас

Финская национальная опера

Метрополитен-опера, Большой театр

Ма́ртти О́лави Та́лвела (фин. Martti Olavi Talvela, 4 февраля 1935, Хийтола, Финляндия (в настоящее время Республика Карелия, Россия) — 22 июля 1989, Юва, Финляндия) — финский оперный певец (бас), которого называют «финским Шаляпиным». Обычно считается «вагнеровским» певцом, однако его репертуар и оставленная обширная дискография включают в себя произведения самых разных композиторов и направлений.

По воспоминаниям Талвела, он увлекся оперой, услышав выступление Ивана Петрова в партии Бориса Годунова в одноимённой опере Мусоргского.

Учился в Музыкальной академии Лахти с 1958 по 1960 год. После победы на национальном конкурсе исполнителей в 1960 году переехал в Стокгольм. В 1961 году состоялся дебют Талвела на сцене оперного театра (Королевский театр в Стокгольме) в партии Спарафучиле («Риголетто» Верди). В 1962 году по приглашению Виланда Вагнера, внука композитора, выступил на фестивале в Байрёйте, а на следующий год присоединился к труппе театра «Дойче Опер» в Западном Берлине. В 1965 году дебютировал в «Ла Скала» и Венской государственной опере.

В 1968 году имя Талвела становится известно в США — он даёт сольный концерт в Нью-Йорке и исполняет партию Великого инквизитора в «Доне Карлосе» Верди в «Метрополитен-опере». С этого времени его выступления в «Метрополитен» становятся регулярными, наибольшим успехом в США пользовался его Борис Годунов.

В 1972—1979 годах Талвела — художественный руководитель оперного фестиваля в Савонлинне, считается, что именно благодаря его усилиям фестиваль вышел на международный уровень.

С 1974 — солист Финской национальной оперы в Хельсинки. С 1976 года периодически выступает в Большом театре в Москве. Поддерживал дружеские связи с русскими оперными артистами, в частности, Евгением Нестеренко.

В 1989 году назначен руководителем Финской национальной оперы. Талвела должен был приступить к своим обязанностям на этом посту с 1992 года, когда предполагалось открытие нового здания оперы, но внезапная смерть помешала этим планам.

Мартти Талвела исполнял басовые партии в операх Вагнера («Золото Рейна», «Валькирия», «Летучий голландец»), Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Сметаны («Проданная невеста»). Из Моцарта в его репертуаре был не только Командор («Дон Жуан»), но и Зарастро («Волшебная флейта»), и комический Осмин («Похищение из сераля»).

Большое внимание певец уделял произведениям финских композиторов. Так, опера Йонаса Кокконена «Последнее искушение» была написана специально для Талвелы.

Талвела удостоился самых лестных отзывов критиков в различных странах, где он выступал.

«Его вокальные данные указывают на „Метрополитен Опера“. Никогда еще не приходилось слышать столь звучный и сочный, с широким диапазоном финский бас.» — критик Эрик Тавастшерна, 1960.

«Мощному естеству, силе голоса, его полноте и богатству нюансов финского баса полностью соответствует его способность воплотить всё это в исполняемом образе» — газета «Зюддойче Цайтунг» о Талвеле в роли Бориса Годунова, 1971

«Финский бас-великан, выглядящий словно пророк из Ветхого Завета, с голосом, как гранитная глыба, потрясает до самых глубин, выкликая молитвы и завораживая ошеломлённую публику» — «Файненшл Таймс», 1974

«Захватывающий образ, рисуемый Талвела, которому, впрочем, недоставало каких-то последних тончайших штрихов, присущих величайшим Борисам, стал центральным элементом этого цельного, временами потрясающего представления. … В этом Борисе было что-то от короля Лира,.. он был похож больше на несчастное затравленное животное, чем на безжалостного государя, обезумевшего от страха.» — Нью-Йорк Таймс, 1987

В 1960-е годы Талвела много сотрудничал с дирижёром Гербертом фон Караяном, сделав совместно с ним семь записей опер. Однако отношения между ними были непростыми, и закончились разрывом. В своём интервью 1968 года Талвела говорил:

«Я по своему характеру никакой не холоп, а фон Караян хочет, чтобы в его свите были люди, для которых земной благодатью является одно прикосновение к его мантии. … Караян действительно великолепный дирижёр и делает музыку высшего класса. Утешает то, что в мире есть и другие отличные дирижёры и что возможности для работы на этом не заканчиваются.»

Кроме Караяна, Талвела сотрудничал с такими дирижёрами, как Карл Бём, Клаудио Аббадо, Георг Шолти, Ганс Кнаппертсбуш, Отто Клемперер и Ричард Бониндж.